Цветопрофилирование

Одной из самых востребованных услуг нашей компании является комплексная настройка технологического процесса вывода цвета – построение профиля принтера (или цветопрофилирование) на оборудовании для широкоформатной печати на сольвентных и УФ-принтерах.

В этот процесс входит:

• Диагностика проблем и настройка рабочих режимов печати принтера.
• Настройка RIPa.
• Построение профиля принтера и подбор рабочих режимов печати.
• Настройка и калибровка (профилирование) мониторов.
• Настройка рабочих программ дизайнера (фирмы Adobe).
• Окончательное тестирование всей технологической цепочки от приема макета до подготовки печатной продукции.

Диагностика.

Начальный этап, который выявляет возможные проблемы печати и помогает понять способы решения, подобрать рабочие режимы и материалы, способные в комплексе соответствовать эталонным стандартам печати. В нашем случае (речь про построение цветового профиля широкоформатного УФ-принтера) это стандарты SWOP и GRACoL. В системных настройках различных РИПов (ColorGATE, ONYX, Photoprint, Colorprint, Wasatch и др.) как правило уже входит «родной» алгоритм настройки рабочего режима печати и внутренняя программа, позволяющая производить построение профиля принтера.

Построение профиля принтера.

Первый шаг – параметры Ink Limit. Важно наиболее точно отстроить баланс максимальной насыщенности шкалы в зависимости от характера и качества используемых УФ-чернил, имеющих разный «характер» (особенности баланса цветов). Измеряя плашки ColorPicker (Gretag Macbeth), используя при этом визуальный и аппаратный метод вычисления, мы стремимся получить наиболее широкий цветовой охват, приближенный к соответствию стандарта струйной печати GRACoL. Важно выбрать данные значений ColorPicker без недолива, перелива и полок насыщения (слабо меняющиеся плашки). Цветовой профиль GRACoL значительно шире профиля SWOP, он в пределах цветового охвата многих чернил наиболее сбалансирован в сером для технологии струнной широкоформатной печати в отличие, например, от FOGRA или Euroscale (ориентированных больше для полиграфических красок с сильной Yellow составляющей).

Второй этап – это настройка линеаризации в RIPe. Программно-аппаратным методом производим замеры в режиме RIPa. Затем, если RIP позволяет, вручную, опять, в зависимости от характера чернил, настраиваем кривые линеаризации, используя тестовые картинки и плашки, также используя ColorPicker, следим за балансом серого и смеси 2-х красок.

Третий этап построения цветопрофилей (построение профиля принтера) – Multi-Ink Limit, на жаргоне – 2-ки, 3-ки и общая заливка (очень важная настройка и делать её нужно максимально точно). Настройку, как правило, проводим больше визуально, полностью полагаясь на опыт специалиста. Важно соблюсти отсутствие перелива (образуются «затекания», «крупное зерно», микролужицы и пятна, «паутинка») и недолива (блеклость и малые значения в сравнении с базовым профилем при измерении ColorPicker). Тут явно проявляется «характер» чернил и наши специалисты, зная особенности цветового баланса большинства чернил, представленных на рынке России, смогут выжать из них всё без перекосов на каждом конкретном станке.

После отстройки печати, чистыми цветами (используя линеаризацию и Ink Limit), строим профиль в выбранном заранее рабочем режиме.

Полученный цветовой профиль это выходящий (выводящий с корректировками цвет стремящийся к идеалу) предназначен только для вашего печатного станка. Его нельзя давать дизайнерам для обработки файлов! Этим вы испортите картинку и при печати будут сильные фатальные изменения! Дизайнер должен работать в стандартном общепринятом рабочем цветовом пространства, в нашем случае широкоформатная и интерьерная печать это – SWOP. Только опытные цветоделители используют разные профили для разных случаев, но они понимают процесс. Так наш полученный выходящий профиль нужно вставить в настройку РИПа для данного режима печати и забыть про профиль монитора (он для внутреннего использования), а работать в рабочих стандартных профилях SWOP и sRGB. 

При построении профиля мы используем программы Monaco и ProfileMaker и иногда внутренний построитель профилей РИПа (который зачастую базируется на алгоритмах ProfileMaker). Количество считываемых патчей, как и выбор программы, зависит от принтера и вида технологии печати (сольвент или УФ). Это сильно влияет на цветовой охват и баланс серого. Важно использовать различное GCR (замещение смеси черным). Для крупной капли сольвентника ставим GCR больше, для интерьерной и УФ-печати – меньше. Особо надо следить, чтобы патчи в мишенях были отпечатаны ровно и промерены точно, иначе будет «цветовой прострел», который можно обнаружить с помощью финишных тестов, печатаемых для проверки профиля. Также программно следует проверять 3D модели профиля на отсутствие выемок и наличие плавных выпуклых границ в сравнении с GRACoL шаблоном. В завершение настраиваем профиль в РИПе, выбираем режим цветоделения (relative, perceptual, saturation) и другие настройки.

Профилирование, калибровка монитора.

В большинстве случаев, сейчас это LCD (ЖК-монитор). Если матрица монитора TN-технология (многие ноутбуки и офисные мониторы), то профилировать реально нет смысла. Возможно профилировать мониторы с IPS-матрицами и некоторыми PVA и MVA. Особенно следим, чтобы не было завышенной яркости и блеклости (слабые места ЖК-мониторов). Яркость стараемся приблизить к полиграфическому стандарту 100 cd/cm². После калибровки делаем этот профиль используемым по умолчанию. В системе XP он будет находится в папке Windows/system32/spool/drivers/color/. Делаем на всякий случай копию в архив, если будет переустанавливаться система. Иногда приходится вручную регулировать яркость и контраст после калибровки, но нужно знать, как должен выглядеть тест на экране. В Mac OS профиль будет использован модулем ColorSync, который обслуживает все программы, работающие с экраном в частности. И картинка во всех программах будет одинаковой (при правильных настройках входящих и выходящих профилей). В PC, к сожалению, все программы отображают картинку по-разному. Поэтому нужно правильно настроить по цвету программы Adobe, которые использует дизайнер. И пользоваться для правильного отображения только этими программами. Макеты часто приходят с разными встроенными профилями. Открывать файл надо без конвертации цвета (только тот, кто понимает процесс может конвертировать для специальной обработки, но цвета изменятся и чистые цвета тоже уйдут!) Нужно учесть, что РИП учитывает разные входящие встроенные в файл профиля и пересчитывает в выводящий профиль РИПа, и один файл с разными встроенными профилями напечатается по-разному, в отличие от старого оффсета, где важны лишь цифры цвета, а встроенный профиль влияет только на отображение на экране. Здесь влияет и на отображение на мониторе и на печати. Отключение профиля только усугубит проблему – мы перестанем видеть, как хотел видеть дизайнер макет на экране! Будьте внимательны к профилям. Лучше дизайнеру работать в стандартном профиле SWOP и просить приносить макеты со встроенным этим профилем, это решит многие проблемы. В конце настройки техпроцесса, берем исходный тест-файл и проводим по всем этапам приема, обработки, отображения и печати, отслеживая на каждом этапе соответствие тестовому образцу.