Методы диагностики неисправностей

Неисправности оборудования для широкоформатной печати.

Современные широкоформатные принтеры – это сложные программно-аппаратные комплексы, предназначенные для нанесения изображений на различные типы плоских и рулонных материалов. Основная область применения этих изделий – наружная и интерьерная реклама, внутренний декор помещений, производство мебели и натяжных потолков. На предприятии по выпуску таких изделий широкоформатный принтер является основной бизнес-образующей единицей, от качества и надежности работы которой напрямую зависит прибыль производства.

При серьезном и грамотном подходе к ведению дел, еще на стадии выбора принтера руководитель озадачивается вопросом своевременного и качественного гарантийного и постгарантийного сервисного обслуживания. Решением в данном случае является договор с компанией-поставщиком, согласно которому сервисный инженер, имеющий опыт в установке, обслуживании и ремонте принтеров данной компании, будет своевременно выезжать к заказчику для проведения тех или иных видов технических работ.

Задачи, которые приходится решать инженеру во время технического обслуживания, являются типовыми и выполняются согласно имеющегося утвержденного регламента. Но в случае возникновения каких-либо проблем в работе принтера, которые так или иначе затрудняют или делают невозможным процесс печати, перед инженером возникают нетривиальные и, в ряде случаев, достаточно трудоемкие задачи.

Для решения таких задач недостаточно определенного уровня сугубо технических знаний, опыта работы с данным оборудованием, знание его функционала, наличия необходимых приборов, инструментов и расходных материалов. В каждом конкретном случае приходится иметь дело с совершенно новой в плане происхождения, развития и проявления проблемой. Очень важным является выбрать верное направление поиска неисправности или выбрать такое направление, которое даст необходимый результат с наиболее оптимальными для данного случая затратами времени и труда.

Поэтому при проведении ремонта широкоформатного принтера, который является сочетанием сложных узлов и систем высокоточной механики, цифровой и аналоговой электроники с микропроцессорным управлением, пневматики и гидравлики, управляемых специализированным программным обеспечением, вполне обоснованным является применение определенных методов диагностики, используемых в медицине. Не вдаваясь в подробности обоснования такого выбора, отметим, что связка методов, описанных далее, вполне может быть применима при проведении ремонта и определении неисправностей любого другого технически сложного оборудования.

Используемыми методами диагностики являются:

• метод обоснования диагноза •
• метод дифференциального диагноза •

Метод обоснования диагноза – это последовательное сопоставление имеющихся симптомов с признаками известных неисправностей. Если совпадают два-три симптома, диагноз становится вероятным; если совпадает большинство симптомов – диагноз становится достоверным.

Метод дифференциального диагноза – это распознавание неисправностей посредством исключения тех процессов и причин, для которых не характерны обнаруженные признаки. По мере последовательного исключения, круг вероятных причин уменьшается, пока не остается одна причина – наиболее вероятная.

Как правило, для диагностики используются оба вышеуказанных метода, но наиболее рациональным является подход, на начальных этапах которого используется дифференциальная диагностика. Обоснование диагноза применяется лишь на заключительных этапах, при выборе единственно точного варианта из нескольких наиболее схожих по симптоматике.

Поиск неисправности (или диагноз) в случае дифференциальной диагностики сводится к принципу «блок-узел-цепь-деталь (элемент)». То есть вначале определяется, в каком именно блоке одной из систем принтера может быть локализован возникший дефект.

Основные этапы диагностики и информация, необходимая для ее проведения:

• Уточнение возникновения и проявления неисправности, а также факторов и событий, которые ей предшествовали. В особо тяжелых случаях необходимо точное указание времени возникновения проблемы.

• Краткая история рабочего места с акцентом на возникавшие ранее аварии, это может оказать неоценимую помощь при диагностировании проблемы.

• Проведенные ремонты и их эффективность. Особое внимание следует обратить на ремонты, выполненные без привлечения специалистов по обслуживанию широкоформатных принтеров, форму и продолжительность таких ремонтов. Если ранее принтер обслуживался специалистами третьих фирм, то желательно иметь сведения о полученных результатах и рекомендациях (диагностические заключения, акты о выполненных ремонтных работах).

• Объективное обследование рабочего места. Необходимо провести тщательный внешний осмотр принтера, проверить состояние основных индикаторов, разъемов, кабелей, трактов и переключателей, убедиться в правильности и надежности выполненных межблочных подключений, проверить работу управляющего программного обеспечения.

• Проведение инструментальных методов выявления неисправности. Применяется как внешний осмотр блоков и узлов принтера, так и использование измерительного оборудования для снятия определенных параметров, имеющих отношение к возникшей проблеме. На данном этапе может производиться полная разборка и снятие некоторых функциональных узлов принтера, так или иначе связанных с диагностируемой неисправностью.

• Непосредственное устранение неисправности, ремонт.

Допустимо отступление от вышеприведенной схемы, чтобы уменьшить время, необходимое для установления причины неисправности, особенно при наличии однозначно диагностируемых типовых проблем. Но если возникают трудности в интерпретации полученных данных, то необходимо точно придерживаться приведенной схемы. Это в равной степени справедливо для всех систем принтера, к которым относятся:

• система перемещения и позиционирования каретки,
• чернильно-головочный тракт и система подачи краски,
• система подачи и фиксации материала,
• воздушно-вакуумная система,
• электроника управления печатными головами и вспомогательными узлами,
• управляющий компьютер и программное обеспечение,
• компьютерный интерфейс передачи данных,
• силовая электроника и блоки питания.

Во время проведения диагностики в первую очередь проверяется обеспечение всех условий, необходимых для корректной работы неисправной системы, например, наличие и номинал питающих напряжений платы управления головами, соответствие типа и габаритов расходных материалов тому, который указан в требованиях компании-производителя принтера.

Как известно, соблюдение технических требований обеспечивает длительную и бесперебойную работу широкоформатного оборудования в подавляющем большинстве случаев. Но далеко не всегда эти требования соблюдаются. Например, известен случай, когда при отсутствии должного ухода за энкодерной лентой и оптическим сенсором возникли проблемы с позиционированием каретки по оси Х и, как результат, на изображении появились тонкие одноцветные вертикальные полосы. А установка принтера в открытом помещении привела к тому, что тополиный пух, попавший в воздушный штуцер субтанка сольвентного принтера, был причиной периодического пропадания одного из цветов во время печати и, соответственно, приводил к браку и вынужденным простоям оборудования.

При диагностировании, анамнез – сбор данных обо всех действиях с принтером, которые предшествовали неисправности, – является ключевым этапом. На этом этапе важна абсолютно любая информация, даже такая, которая на первый взгляд не относится напрямую к функционированию принтера, но в конечном итоге обладание ею позволит выявить первопричину искомой проблемы. Поскольку на качество печати вплоть до полного ее отсутствия может повлиять любой из процессов – установка/обновление программного обеспечения для RIP-обработки изображения и/или управляющей программы; замена или ремонт в помещении, где установлено оборудование, цепей питания 220/380 В; особенности работы внешнего вспомогательного оборудования (компрессоры, лампы освещения, электрогенераторы и т.п.)

В некоторых случаях типовые и не особо сложные проблемы, возникающие при печати, могут быть решены оператором принтера во время телефонной или онлайн-консультации со специалистом технической поддержки компании-поставщика. К таким проблемам могут быть отнесены: выбор неправильного режима печати, несоблюдение технологических процессов подготовки материала к печати, ошибки, допущенные при изготовлении файла с макетом изображения.

После того, как выполнены все этапы диагностики, неисправность найдена и устранена, инженер даст рекомендации или озвучит требования, которые необходимо соблюдать для исключения возможного возникновения проблемы в будущем. И, как правило, в основном это справедливо для требований по организации рабочего процесса, текущему техническому обслуживанию, своевременной замене расходных материалов, содержанию в чистоте рабочего места, принтера и управляющего компьютера.